Развитие творческого мышления Развитие творческого мышления
От года до трёх лет - huggies.kz - icon 01

Развитие творческого мышления

В поведении человека существует два основных вида деятельности. Первый – это когда деятельность не создает ничего нового, а лишь воспроизводит ранее созданные или выработанные приемы поведения. Этот вид деятельности тесно связан с памятью человека, его называют воспроизводящим. Безусловно, сохранение опыта очень важно для человека, оно делает возможным приспособление человека к окружающему миру, его привычным условиям. Но в жизни человека часто встречаются неожиданности, новые условия. И вот тогда на помощь приходит деятельность, которую мы называем творческой. Это такая деятельность, в результате которой происходит создание новых образов или действий. Психология называет творческую деятельность фантазией или воображением.

Многим кажется, что творчество – это удел избранных, особо талантливых людей, создающих произведения искусства, делающих научные открытия или технические изобретения. Но на самом деле творчество существует везде, где человек фантазирует, комбинирует, придумывает и создает что-то новое. Творческие процессы становятся заметны уже в раннем детстве. Ребенок играет, и в этих играх он представляет себя доктором или поваром, песок может стать кашей, а камушки – гостями в ресторане.

А зачем вообще ребенку необходимо гибкое, творческое мышление?

Давайте рассмотрим, что на самом деле нужно детям, чтобы быть успешными в мире будущего?

  • овладение технологиями работы с новыми знаниями

  • формирование навыков исследовательской деятельности

  • способности самостоятельно получать недостающую для решения проблем информацию.

А также

  • живость ума и стремление к открытиям

  • умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное

  • свободное воображение

  • фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретения, открытия, что-то новое.

Как развивать творческие способности у ребенка?

В развитии и воспитании ребенка важнее всего не то, что мы – родители говорим, показываем, предлагаем, а то, что мы делаем. Поэтому начинать нужно с себя! Если в семье творчество – это образ жизни, то ребенку ничего не остается, кроме как вырасти яркой, творческой личностью. Но если родители не совсем творческие или совсем не творческие люди, то… это можно изменить. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Играйте и занимайтесь не с позиции педагога, а вместе с малышом. Это не только поможет вам сблизиться с ребенком и будет способствовать его (и вашему!) развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с малышом сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений – поддерживайте творческую инициативу малыша.

Ребенок и окружающий мир

Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим малышом, обсуждайте, что вас окружает, что происходит вокруг вас. Маленькому человечку, безусловно, интересно наблюдать за окружающим миром, но без ваших пояснений мир остается красивой картинкой. Ваша речь, ваши рассказы о явлениях природы, животных, растениях и других вещах окружающего мира – первый важнейший урок для малыша. Создавайте ребенку впечатления!

Игрушки

Для развития воображения лучше иметь в доме МАЛО игрушек для многих вариантов игры. Ребенку нужны максимально простые игрушки – палочки, камушки, тряпочки, пуговицы, веревочки. Пусть у малыша будут предметы для создания своего пространства – покрывала, куски ткани, подушки, стулья. Чем проще игрушка – тем выше работа мозга при взаимодействии с ней, и наоборот. Необходимы также традиционные игрушки: куклы, машинки, детская посуда, мягкие игрушки. Конструкторы, кубики – хорошее пространство для развития фантазии и творческого мышления. Не стройте по образцу (если это только не специальное занятие), а вместе придумывайте различные конструкции и включайте их в игру с другими предметами. Дело родителей – только подсказать, что «все может быть всем» на раннем этапе развития. А может и этого не потребуется – ребенок все придумает сам, главное не мешать ему огромным количеством готовых игрушек и скептическим отношением к его фантазиям.

Книги

Первые годы жизни ребенок черпает из книг не меньше информации, чем из окружающего мира. Книги, в особенности сказки, формируют у ребенка так называемую «картотеку жизненных ситуаций». Сначала они просто накапливают, но, взрослея, начинают активно пользоваться сказочным опытом. То есть для ребенка книга – это жизнь, ВПЕЧАТЛЕНИЯ, которые, как мы помним, необходимы для творческого развития. Внимательно выбирайте книги для детей, особенно это касается иллюстраций. Не побоюсь предостеречь вас от покупки книг с компьютерными иллюстрациями, которыми завалены прилавки книжных магазинов нашей страны. Сделайте выбор в пользу качественных иллюстраций и признанных авторов.

Художественное творчество

До восьми лет не имеет смысла учить ребенка «правильно» рисовать или лепить окружающий мир. Гораздо важнее научиться разговаривать с ним по его «рисовальному телеграфу». Можно очень многое узнать о ребенке и о его внутреннем состоянии по его рисункам и другим работам.

На какие навыки и умения стоит обратить внимание для развития творческого мышления?

Сравнения

Ребенка нужно учить выделять признаки у объектов и сравнивать их с признаками других объектов. В повседневной жизни обращайте внимание на признаки объектов – цвет, форму, вкус, звук, температуру, размер, высоту, ширину и т. д. Задавайте ребенку вопросы о свойствах объектов.

Формирование мыслительных операций диалектического характера

В повседневной жизни учите ребенка искать и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах.

Приемы фантазирования

Увеличение-уменьшение объекта. Суть приема увеличения-уменьшения заключается в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта.

Деление-объединение

Прием предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей. В повседневной жизни обращайте внимание ребенка на то, что объекты окружающего мира состоят из составных частей. Сначала называйте сами, потом предлагайте ребенку самому назвать, из чего состоит автомобиль, тело человека, из чего вы вместе будете делать тесто для пирога и т. п.

Оживление-окаменение В повседневной жизни оживляйте различные предметы, разговаривайте с ребенком от имени ложки или ножниц, придавайте им человеческие качества, рассказывайте об их «чувствах», побуждайте ребенка включаться в вашу игру, разговаривать от лица предметов.

Классификация объектов

Учите детей разделять объекты материального мира по признакам принадлежности к природному или рукотворному миру.

Обучение умению сужать поле поиска

В повседневной жизни часто используйте предлоги расположения в пространстве: над, под, перед, за, между, а также наречия ближе-дальше. Учите ребенка различать правую и левую сторону – при одевании, на прогулке, когда поворачиваете коляску или велосипед.

Развитие речевой творческой деятельности

Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир. Также речь ребенка становится более выразительной посредством эмоциональности, силы и тембра голоса.

Создание рифмованных текстов

Учите детей находить рифмующиеся между собой слова. Побуждайте к созданию двух–трех рифмованных строчек об объектах из ближайшего окружения, изображенных на картине или описанных в сказках.

Составление рассказов по картине или серии картинок.

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для родителей в этой работе могут стать картины.

EmptyView