Взаимоотношения малыша с другими детьми Взаимоотношения малыша с другими детьми

Взаимоотношения малыша с другими детьми

В возрасте 2–3 лет ребенку необходимо общество других детей. В совместной игре ребенок учится считаться с интересами другого, уступать, делиться с товарищем, помогать ему. Если ребенок воспитывается дома, то надо время от времени объединять в игре 2–3 детей, сравнительно близких по возрасту. Лучше всего такие совместные игры устраивать на прогулке.

Своими советами и поддержкой вы должны помочь деткам научиться играть, стараясь создать положительные взаимоотношения между ними, так как в любом возрасте, начиная с 3–4 лет, для ребенка важность контактов с друзьями неоценима. Именно родители должны взять на себя ответственность и предпринять активные действия, если ребенок:

  • жалуется на отсутствие друзей и нежелание сверстников общаться с ним;

  • с неохотой идет или радуется любой возможности не пойти в детский садик, школу или на кружок;

  • ничего не рассказывает об одноклассниках и о приятелях, с которыми познакомился, например, на улице или в спортивной секции;

  • не хочет никому звонить, звать в гости или ему никто не звонит и не приглашает к себе;

  • целыми днями в одиночестве чем-то занимается дома (читает, играет в компьютерные игры, смотрит телевизор и т. д.).

Перед тем как вмешаться в ситуацию и помочь ребенку решить проблему, вам следует как можно скорее разобраться в причинах этой дисгармонии. Психологами давно замечено, что чем лучше у ребенка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и со сверстниками. Поэтому нарушения в сфере семейного воспитания нередко оказывают отрицательное влияние на способность ребенка к установлению дружеских контактов. Чрезмерная опека детей со стороны родителей, принудительное ограничение общения ребенка с другими детьми, запрет на приглашение друзей в дом, отсутствие условий для самоутверждения ребенка и отрицание его права действовать самостоятельно могут привести к психологической неготовности к общению со сверстниками.

Важно отметить, что не всегда ребенок и его родители виноваты в том, что определенные дети не могут найти себе друга в новом коллективе. Иногда работают пока малоизученные психологами механизмы взаимных симпатий и антипатий. Так, одни дети крайне привлекательны для ровесников, а другие, ничем не хуже их, – нет. Некоторые специалисты предполагают, что в основе избирательности лежит способность востребованных детей максимально удовлетворять социальные потребности своих сверстников.

После того, как вы определите причину возникшей проблемы, попробуйте спокойно и ненавязчиво исправить положение. Несколько правил, которые смогут вам помочь:

  • Дайте ребенку возможность общаться с друзьями-сверстниками. Запишите его на занятия в кружки, ходите в гости, приглашайте друзей к себе, устраивайте детские праздники.

  • Дайте возможность детям играть самостоятельно и самим решать, с кем общаться.

  • Помогите ребенку мириться с приятелями и стремиться как можно больше узнать о них.

  • Старайтесь проводить время с ребенком качественно: играйте, веселитесь, шалите «на равных».

  • Учите ребенка спокойно и открыто высказывать собственное мнение, не повышая голоса.

Если ребенок сталкивается с чем-то незнакомым, неожиданным и пугающим, окажите поддержку. Самое важное, что в сложной ситуации будет что-то сказано и нередко особого значения не имеет, какие это будут слова. Для ребенка главное, чтобы слова были произнесены, его «печаль» заговорила и перешла из разряда «трагедии» на менее болезненный уровень.

Варианты слов, которые родители произнесут, могут быть различны. Но есть основные моменты, которые дети должны услышать.

  • Во-первых, если приятель с ним (ней) «не водится», то это совсем не значит, что он/она не достоин любви.

  • Во-вторых, каким бы он/она ни был, быть любимым всеми без исключения невозможно.

  • В-третьих, и он/она сам (а) также кого-то принимает как друга, а кого-то игнорирует.

  • В-четвертых, совместный анализ возможных причин конфликта. Возможно он/она напоминает своему приятелю кого-то, кого тот не любит, или он/она сделал (а) что-то, сам (а) того не желая, что не понравилось другу.

  • И напоследок важно дать понять ребенку, что в любом случае свет клином не сошелся на этом приятеле. Стоит вместе с сыном или дочерью подумать, на кого он/она мог бы рассчитывать в своем классе, кто мог бы стать новым другом и где его найти.

Кроме того, важно отказаться от чрезмерной опеки ребенка. Такой стиль взаимоотношений позволит детям научиться решать многие возникающие проблемы самостоятельно, справляться с собственным эгоизмом и играть совместно с другими мальчиками и девочками под чужим руководством.

EmptyView