Уход за младенцем

Детская память

 

Children 's Memory

Первые воспоминания ребенок получает уже в утробе — примерно на сроке в 12 недель он учится различать и запоминать звуки. Поэтому голос мамы он может узнавать уже на второй день после рождения. А еще через неделю малыш запоминает, как пахнет мама и молоко, и ассоциирует эти ароматы с кормлением. В полтора месяца ребенок может запомнить выражения лиц взрослых и даже старается их копировать.


Такие реакции младенцев, как узнавание и привыкание, берут свое начало в воспоминаниях ребенка, которые он уже приобрел и которые учится применять в жизни. К примеру, начинает причмокивать, готовясь взять грудь или бутылочку, как только его положили в знакомое положение для кормления.

К полугоду он уже помнит внешний вид предметов и к году запоминает слова, относящиеся к окружающим его объектам.

Однако, собирая разнообразную информацию, ребенок пока не может ее осмыслить, ведь его правое полушарие, складирующее информацию, на данный момент развито больше левого, в котором она структурируется.

Маленький ребенок запоминает только часто повторяющиеся действия, события и слова, а сама память основывается на ощущениях и эмоциях. Дети начинают помнить самих себя обычно не раньше двухлетнего возраста, после того как появляется внутренняя речь. Но вплоть до школьного возраста основная масса детей не может связно и полно описать какое-либо событие, потому что воспоминания базируются не на фактах, а на переживаниях.

Исследования показывают, что только 10% самых ранних воспоминаний взрослого человека относятся к первым двум годам его жизни. А 75% взрослых помнят себя только с трех-четырехлетнего возраста — именно тогда дети учатся облекать свои ощущения в слова.

Мальчики и девочки

В связи с тем, что у девочек быстрее налаживаются функции левого полушария мозга, отвечающие в большей степени за словесно-логическую память, рациональное мышление и положительные эмоции, память у них развивается обычно быстрее, чем у мальчиков. При этом темпы развития правого полушария у мальчиков быстрее, чем у девочек в раннем дошкольном возрасте. Этому полушарию принадлежит ведущая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.

Особенности детской памяти

Детскую память называют наглядно-образной, потому что ребенок запоминает, как правило, эмоционально окрашенные события, предметы, которые можно ощутить, то, что произвело впечатление. Абстрактные рассуждения, расплывчатые понятия ребенок запомнить не может.

Память маленького ребенка непроизвольна, процессы запоминания и вспоминания включены в другую деятельность, а ребенок не имеет сознательной цели что-либо запомнить.

В период от года до трех лет на первые роли выходит двигательный тип памяти, который в младенчестве проявлялся в попытках хватать предметы, а позже в том, что ребенок учится ходить, умываться, одеваться и т. п. С ростом ребенка работа двигательной памяти усложняется — занятия спортом, игра на музыкальных инструментах требует умения запоминать, хранить и воспроизводить в нужном порядке усложняющиеся действия.

Лучше всего дети запоминают негативно окрашенные образы, потом положительные события, а нейтральные вещи почти не откладываются у них в памяти. Поэтому детскую память называют еще и эмоциональной.

После трех лет память дополняется стремительно развивающимся воображением, ребенок перестает четко понимать, где реальность, а где фантазия. Этот период также характеризуется словесной памятью, которая в дальнейшем объединяется со смысловой. Словесная память развивается у детей параллельно с речью. Младшие дошкольники хорошо запоминают песенки и потешки, то есть словесные формы, обладающие ритмичностью.

В четырех-пятилетнем возрасте начинает формироваться произвольная память — ребенок старается запомнить и воспроизвести определенные словесные формы или действия. Лучше всего он запоминает все, что связано с процессом игры.

Игры

Самые маленькие дети с удовольствием играют в прятки. Возьмите любимую игрушку ребенка и несколько пеленок. На глазах у малыша спрячьте игрушку под одну из пеленок. Ребенок должен будет найти ее и вместе с вами обрадоваться тому, что игрушка никуда не пропала. Повторите процедуру несколько раз, пряча игрушку под одну и ту же пеленку. А затем спрячьте ее под другую пеленку. Скорее всего, несмотря на то что вы на глазах у ребенка прятали игрушку под другую пеленку, его память заставит его все равно сначала искать игрушку под первоначальной пеленкой.

С детьми постарше можно играть в игры с принципом «что сначала, что потом» или «кто куда». Например, рассадите три игрушки по трем разным домикам, потом эти игрушки вместе пойдут гулять, а возвратиться домой не смогут, так как забыли, кто где живет. Ребенок должен помочь своим друзьям. Этот же принцип используется в сюжетных мини-играх на развитие памяти. К примеру, на день рождения мишки его друзья подготовили в подарок танец: зайка кружится, котик подпрыгивает, а лисичка приседает. А придя на праздник, они так разволновались, что все движения позабыли. Опять ребенок приходит на помощь. Производные от этих игр можно придумывать самому в различных ситуациях, используя подручные материалы.

«Кто лишний» и «кто пропал» — серия игр с карточками или игрушками, когда в установленном ряду кто-то незаметно появляется или исчезает, а ребенок должен ответить, кто именно.

 


 

Распечатать

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ HUGGIES: 8 8000 70 8910
Все наименования, логотипы и торговые марки являются собственностью Kimberly-Clark Worldwide.Inc. Copyright 2001. Все права защищены. Посещение нашего сайта и использование представленной на нем информации регулируются Правовыми положениями. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности.
Поделись ссылкой: